Простите, ваш браузер устарел
Мы рекомендуем вам установить последнюю версию одного из следующих браузеров:

О фильме

Название
Большой театр: Мертвые души
Жанр
Год
2025
Длительность
190 мин / 3:10
Страна
Режиссер
Валерий Гергиев, Родион Щедрин, Борис Покровский, Антон Гришанин
Актеры
Описание
Прямая трансляция с Исторической сцены Большого театра: капитальное возобновление оперы Родиона Щедрина. 23 ноября смотрите прямую трансляцию возобновленного спектакля «Мертвые души» в живописной традиционной постановке выдающегося советского театрального режиссера Бориса Покровского и народного художника СССР Валерия Левенталя. Музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Гергиев. В рамках масштабного музыкального фестиваля «Майя и Родион», посвященного памяти выдающегося композитора и легендарной балерины. Родион Щедрин первым из русских композиторов обратился к незавершенной поэме Николая Гоголя, называя ее своей любимой книгой. «Мертвые души» — поэма о русском народе, признание в любви к нему, вера в его мудрость и добросердечие. Мне хотелось средствами музыки прочитать поющую прозу Гоголя, музыкой очертить национальный характер, музыкой же подчеркнуть бесконечную выразительность, живость и гибкость родного нашего языка», — отмечал композитор. Пронизанная музыкой поэма Гоголя зазвучала в опере Щедрина в характеристичных и емких вокальных образах, в запоминающихся и узнаваемых оркестровых тембрах. Особенно трудная для исполнения, партитура содержит 32 сольные партии и два хора, один из которых заменяет партии скрипок в оркестре. Главная коллизия оперы — в противопоставлении жестокого мира торговцев миру народного бытия, исполненному душевной простоты и поэзии. В звуках подлинной песни «Не белы снеги» — широкой и берущей за душу мелодии — слышится вера в живую народную душу, в неиссякаемость ее творческой силы. Как отмечает Ксения Шостакович, восстановление спектакля происходило буквально «по крупицам»: «От «Мертвых душ» Покровского сохранилось пятьдесят минут видеозаписи — это всего четыре сцены из девятнадцати. Поэтому пришлось восстанавливать спектакль по крупицам… Собрать образ спектакля помогли и сохранившиеся фотографии. Практически к каждой сцене мы имеем документальное свидетельство, а дальше включается фантазия — моя, художников, хореографов... Так, в финале третьего акта — сложной массовой сцене «Толки в городе» — можно буквально по двум фотографиям угадать мизансцены, и базируясь на них, словно на центре паутины, мы начинаем плести кружево и его обрамлять. Получается фотоцентрическая композиция, вдохновленная Покровским».