Актеры
Кристина Шефер, Лука Пизарони, Роберт Ллойд, Петр Бечала, Ильдебрандо д'Арканджело, Томас Хэмпсон, Мелани Динер, Изабель Байракдарян
Описание
История великого соблазнителя как синоним консьюмеризма: нестандартный взгляд Мартина Кушея на архетипического героя.
Мартин Кушей стал, пожалуй, первым режиссером, решившим раскрыть тревожную внутреннюю суть «Дона Жуана»: в его постановке каждый, кто соприкасается с Жуаном, получает шрам на всю жизнь. Известный повеса представлен как дитя сегодняшнего общества потребления — мужчина, который приобретает женщин, использует их и избавляется после потребления.
Сценография Мартина Цеетгрубера — ослепительно-белая пустая ротонда с бесчисленными дверями. Здесь нет ни капли тепла, юмора или человечности: никакой Севильи, никаких деревьев, никакой еды на ужин, вообще никакого реквизита. С такими же пустыми лицами на сцене почти постоянно присутствует безмолвный хор женщин — «сестры Прозерпины», по имени дочери Зевса, похищенной Плутоном и удерживаемой в плену в Аиде в качестве жены и царицы. Точка зрения, что женщины для героя лишь объект, кристально ясна.
Актерский состав прекрасен: скучающе-изящный искушенный соблазнитель Томас Хэмпсон; несчастная сладкоголосая Мелани Динер (Эльвира); гневная, в постоянном состоянии тревоги Кристина Шефер (Донна Анна), нежно-впечатлительный Петр Бечала (Дон Оттавио). Венчает ансамбль неизменно впечатляющий Командор Роберта Ллойда.
Полное название этой оперы, которую нередко считают лучшим образцом своего жанра — «Дон Жуан, или Наказанный распутник». К счастью, теперь ее чаще знают просто как «Дон Жуана», и это название, несомненно, больше соответствует опере, где главный герой — выдающийся соблазнитель, веселый либертин, презирающий социальные нормы. Именно этот герой интересовал Моцарта, а вовсе не наказание порока, чего требовали мораль и жанровые условности конца XVIII века.
«Дон Жуан», также на либретто Лоренцо Да Понте (автора либретто к «Фигаро» и «Так поступают все женщины») был написан для Праги после ошеломительного успеха, который там имел «Фигаро». Премьера оперы состоялась 29 октября 1787 года. Идеальное слияние оперы-буффа и оперы-сериа в «Дон Жуане» подчеркнуто подзаголовком «dramma giocoso», или «веселая драма». Нравоучительный сюжет об убийстве, сексуальной эксплуатации и предательстве смягчается комическими элементами, придающими всему произведению человечность и теплоту.
Главный герой в исполнении баритона Томаса Хэмпсона — который, кстати, в свое время получил международное признание именно в партии Дон Жуана под руководством Николауса Арнонкура в 1987 году — предстает зрителю в образе стареющего ловеласа и искушенного анархиста, который успел увидеть и испытать уже все на свете. Ильдебрандо д’Арканджело играет его слугу Лепорелло как проницательного наблюдателя, без излишней клоунады. Мелани Динер ослепительна в партии Донны Эльвиры, а харизматичные Кристина Шефер и Петр Бечала бесподобно поют Донну Анну и Дона Оттавио.
В интерпретации режиссера Мартина Кушея Дон Жуан представлен как дитя современного общества потребления — мужчина, который приобретает женщин, использует их и избавляется после потребления. Счастье можно купить на время, но призрак возмездия все время маячит на горизонте, что и демонстрируется «живой картиной» пресыщенных и сломленных гедонистов из высшего общества. Венские филармоники под руководством маэстро Дэниэла Хардинга соткали свежее, прозрачное и изысканное музыкальное полотно, где подчеркнуты как все нюансы страсти и отчаяния, так и все оттенки остроумия и человечности, благодаря которым «Дон Жуан» остается таким непревзойденным шедевром.