Актеры
Павел Чернох, Рене Папе, Анна Кишшудит, Вера-Лотта Беккер, Магнус Дитрих
Описание
Штраусовская пастораль в постапокалиптической снежной эстетике Ромео Кастеллуччи.
Помещая действие своей «Дафны» в бесплодную белую пустыню, где постоянно идет снег, — ландшафт, намекающий на некое подобие постапокалиптической ядерной зимы, — Ромео Кастеллуччи в очередной раз подтверждает и усугубляет образ бескомпромиссного режиссера, не чурающегося смелых интерпретаций. Скрывая под снегом греческий фриз как последний намек на родину Дафны, режиссер ставит под сомнение сам смысл и значение мифа в наши дни. Как ключик к разгадке, над сценой опускается гигантская репродукция обложки «Пустоши» Т.С.Элиота — поэмы о разочарованной и сломленной цивилизации.
Изгнанное со сцены буйство природы нашло свой выход в оркестровой яме. Опера Штрауса коротка, но написана для значительного ансамбля, а музыка представляет собой захватывающий эликсир симфонических тембров, в котором заглавную партию исполняет великолепная молодая сопрано Вера-Лотта Беккер, идеально воплощая как юную, так и роковую сторону персонажа. Соревнуясь за любовь Дафны, Аполлон и Левкипп имеют почти идентичный вокальный диапазон, но разные типы голоса: тонкий, подвижный тенор Магнуса Дитриха — простодушие и страсть, и зловещая скорбь; Павел Чернох поет громогласного, почти устрашающего Аполлона, отражая жестокую, мощную природу бога. Символом тщеславного родительского авторитета звучат низкие контральто и бас родителей Дафны (Анна Кишшудит и Рене Папе).
Спектакль развивается благодаря серии фирменных загадок Кастеллуччи, чья неоспоримая эстетика и таинственность неизменно будоражат ум и душу и побуждают к размышлениям.
Опера Рихарда Штрауса «Дафна», с подзаголовком «буколическая трагедия», отличается роскошной, поэтической оркестровкой и для передачи всех заложенных в музыке смыслов использует характерный для композитора большой оркестр. Вокальные партии крайне виртуозны и требуют незаурядных способностей от исполнителей главных ролей.
«Дафна» — одна из поздних и редко исполняемых опер Штрауса, основой для которой послужил греческий миф в изложении Овидия и Плутарха. Образ лесной нимфы, в которую влюбился Аполлон, часто встречается в классическом искусстве. Рихард Штраус в своей опере сочетает симфоническую музыку и камерные лирические пассажи для создания эффектной музыкальной драмы.
Новая постановка Ромео Кастеллуччи в берлинской опере Унтер-ден-Линден отличается, как и все спектакли этого режиссера, великолепной визуальной составляющей, где музыка, свет и сценография — единое целое.
В режиссерской интерпретации Кастеллуччи Дафна обитает в инородном для нее мире. Она — воплощение природы, и человеческое поведение и страсти ей чужды. Но Аполлон и Левкипп оба желают ее. Кульминация наступает на празднике в честь Диониса: Левкипп дает Дафне вино, чтобы она забылась и отдалась празднествам, но Аполлон, переодетый пастухом, убивает его. Слишком поздно он осознает, что действовал вопреки своей божественной судьбе и природе Дафны…