Простите, ваш браузер устарел
Мы рекомендуем вам установить последнюю версию одного из следующих браузеров:

О фильме

Название
2001 год: Космическая одиссея
Жанр
Приключение, Фантастика
Год
2018
Длительность
149 мин / 2:29
Страна
США, Другие
Режиссер
Стэнли Кубрик
Актеры
Гэри Локвуд, Леонард Росситер, Роберт Битти, Билл Уэстон, Кир Дулли, Шон Салливан, Алан Гиффорд, Маргарет Тайзек, Эд Бишоп, Гленн Бек, Энн Гиллис, Уилльям Сильвестр, Дэниел Рихтер
Описание
В 2001 году космический корабль Discovery с капитаном Дэйвом Боуманом (Кир Дулли) летит к Юпитеру, чтобы разгадать тайну черного монолита, на заре цивилизации сделавшего из обезьяны человека, — но тут управляющий кораблем искусственный интеллект HAL 9000 сходит с ума. Удивительно, но самый человечный персонаж в эпохальном сайфае Кубрика как раз манерный и болтливый ХЭЛ, которого кинокритик Полин Кейл считала андрогином — и была недалека от истины: поскольку циклопического вида компьютер изначально был женского пола (и носил имя Афина), то он сохранил некоторые женские характеристики. Также совершенно неспроста ХЭЛ горит красным огоньком. В фильме превалируют три цвета: белый, черный и красный. Белый символизирует стерильное и по большей части безжизненное пространство, которое люди создали для своего комфорта; черный (монолит и космос) — смерть и непостижимую тайну, а красный — жизнь. Впрочем, не менее важную, чем цветовая палитра, роль в фильме играет классическая музыка. «Одиссея» открывается симфонической поэмой «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, название которой отсылает к философскому трактату Фридриха Ницше, посвященному рождению сверхчеловека. И это очень символично, потому что в «Одиссее» как раз представлен ницшеанский взгляд на историю и цивилизацию — в финале младенец в космическом пузыре, несомненно, знаменует собой новый виток человеческой эволюции. Но об этом не так-то просто догадаться. Кубрик намеренно отказался от закадровых пояснений, сделав ставку на онейрические и метафизические аспекты. В «Одиссее» наука органично соседствует с труднообъяснимыми и сверхъестественными явлениями, а сам режиссер в интервью журналу Playboy говорил, что в картине постарался отыскать «научное определение бога». И, кажется, мерное дыхание астронавтов в скафандрах, монолит (облик которого, по мнению арт-критиков, был <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/Georges_Yatridès#/media/File:Yatrides%27_Slab.JPG">вдохновлен картиной</a> художника Жоржа Ятридеса), а также световое шоу в финале как ничто больше приближает нас к нему.