Первый фильм о Годзилле был своеобразной реакцией на бомбежку Хиросимы и Нагасаки и инцидент со шхуной «Фукурю-мару» (когда японские рыбаки оказались недалеко от зоны испытания водородной бомбы и облучились), психотерапевтической лентой о главном страхе Японии 1950-х. Годзилла — квинтэссенция ужаса Второй мировой: огромный монстр, изуродованный ядерным взрывом, восстает из океана, изрыгая радиационный луч, поражающий все на своем пути. Годзилла получился не просто метафорой опасности ядерного оружия и того разрушения и боли, что оно несет, — с ходом времени персонаж эволюционировал, порой представая меньшим из двух зол, но все же великой опасностью для человечества. Имя для Годзиллы, кстати, придумали из двух слов: «горилла» и «кудзира», то есть «кит».